Выступление на заседании Генерального Совета ФНПР 22 мая 2013 года

Уважаемый Михаил Викторович!

Уважаемые члены Генерального совета!

Принимая участие в обсуждении Концепции Генерального соглашения на новый период, я хочу выразить консолидированную и принципиальную позицию всех профсоюзных организаций Республики Саха (Якутия) о сохранении в проекте Соглашения VI раздела «Социально-экономические проблемы развития северных регионов».

При этом мы исходим из того, что крайне суровые климатические условия, существенно осложняющие трудовой процесс, влияющие на здоровье и труд человека, а также, отдаленность от центральных районов, еще не развитая транспортная схема – все это вызывает настоятельную необходимость, государственного, в том числе законодательного воздействия, направленного на компенсацию этих различий.

И до перехода к рыночной экономике жители Севера существенно отставали от жителей других регионов по таким показателям, как условия труда, жилищно-коммунальные и бытовые условия, возможности использования отпусков, медицинское обслуживание и другие. В настоящее время отставание более еще увеличилось. К имеющимся на Севере проблемам при переходе к рыночным отношениям добавились многочисленные новые: рост цен и тарифов, существенное снижение уровня жизни населения, возникновение и рост безработицы, отток высококвалифицированных и адаптированных к северным природным условиям кадров.

Если обратиться к истории создания правовых основ поддержки северных территорий, то необходимо отметить, что понятие «Крайний Север» впервые появилось 80 лет назад. Тогда же ВЦИК и Совнарком утвердили «Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР».

Со временем перечень нормативно-правовых актов, касающихся господдержки северных территорий, дополнялся и расширялся. Только на период Великой Отечественной войны предоставление льгот жителям Крайнего Севера было приостановлено, но, подчеркну, что уже с 1 августа 1945 года специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Принятые нормативные правовые акты позволили в то время активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан.

В сложный период начала 90-х правовым фундаментом государственной поддержки Севера выступали Закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации, а также Федеральные законы «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Однако, принятый 22.08.2004 г. Федеральный Закон № 122-ФЗ разрушил эту систему нормативных правовых актов. Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» был отменен, Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» уменьшен на треть, из 38 статей осталось всего 13.

Исходя из основ развития, каждый принимаемый закон должен совершенствовать предыдущий, у нас же получилось наоборот. Федеральный Закон № 122-ФЗ отодвинул северные территории к далекому 1945 году, разница лишь в том, что теперь населению Севера предоставление гарантии и компенсации не зависит от вида заключаемого договора, а зависят от источников финансирования.

Мы выражаем твердую позицию, что выход регионов Севера из экономического кризиса возможен лишь при совместных усилиях федеральных органов власти, северных территорий и всех товаропроизводителей.

Основываясь на данных позициях, Федерация профсоюзов в течение ряда лет последовательно и настойчиво ставила вопросы развития государственного протекционизма Российскому Северу на самых различных уровнях.

Так, предложения профсоюзов Якутии были включены в рекомендации Общественных слушаний «Актуальные проблемы защиты социально-трудовых прав работающих в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», проведенных Общественной палатой Российской Федерации в г.Якутске в 2008 году.

Вопросы развития законодательной базы в сфере защиты социально-трудовых прав жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностях были представлены мною на Круглом столе профильного Комитета Государственной Думы Российской Федерации в г.Якутске в апреле текущего года.

На VI, затем VII съездах ФНПР Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) выступила с инициативой о принятии отдельных резолюций съездов, касающихся актуальных социально-экономических проблем Российского Севера.

В частности, в принятой делегатами VII съезда ФНПР резолюции отмечается, что государственная политика, проводимая в последние годы, не учитывает в полной мере интересы и потребности работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Резолюция закрепила намерения съезда, высшего коллегиального органа ФНПР, выступать за всестороннее развитие и качественное освоение северных территорий России, создание благоприятных, комфортных и безопасных условий труда и проживания для северян, обеспечение достойной заработной платы, совершенствование системы северных государственных гарантий для молодежи, тружеников и ветеранов. Считаем, что сохранение VI раздела в Генеральном соглашении станет последовательной реализацией решений VII съезда ФНПР.

Также подчеркну, что исключение VI раздела «Социально-экономические проблемы развития северных территорий» не согласуется с реализацией Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 марта 2013 года, а также с проектом Федерального закона «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона».

Мы предлагаем включить в содержание VI раздела Генерального соглашения следующие актуальные вопросы, первый блок которых касается совершенствования существующей законодательной базы.

Во-первых, это поддержка проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях» и другие законодательные акты Российской Федерации» (законодательная инициатива Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым предлагается:

– перечни районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливать с учетом мнения соответствующих субъектов Российской Федерации;

– восстановить выплату процентных надбавок молодежи (лицам до 30 лет) в полном объеме с первого дня работы, если они не менее 5 лет прожили в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

– к неработающим членам семьи работника отнести студентов очной формы обучения до достижения ими возраста 23 лет.

– установить компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, неработающим пенсионерам.

Отмечу, что данный проект Закона, поддержанный Парламентом Республики Саха (Якутия), еще в 2008 году был направлен в Государственную Думу, но до сих пор не рассмотрен. Считаю, что межфракционная депутатская группа по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность» под руководством уважаемого Андрея Исаева должна наконец-то проявить солидарность в поддержке этого актуального законопроекта, принятие которого ждут, не теряя надежды, жители Крайнего Севера.

Далее, необходимо законодательное восстановление порядка утверждения Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по согласованию с субъектами Российской Федерации. При этом не должно пострадать качество действующих в северных регионах государственных гарантий и компенсаций. А также законодательное закрепление социальных гарантий (в том числе и предоставления жилищных сертификатов) для молодых специалистов, выезжающих на работу в Арктические районы.

Следующими актуальными проблемами, которые необходимо решить в рамках социального партнерства, являются:

– во-первых, установление единых размеров районных коэффициентов к заработной плате в целях компенсации природно-климатических условий, независимо от источников финансирования предприятий (федеральный и региональный бюджеты).

– во-вторых, учет действующих в северных регионах районных коэффициентов к заработной плате при конвертации пенсионных прав граждан; начисление процентных надбавок к базовой части трудовых пенсий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; учет льготного трудового стажа за работу на Крайнем Севере при назначении пенсии.

Мы настойчиво требуем ратификации Российской Федерацией Конвенции № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах».

Конвенция подробно определяет права коренных народов на природные ресурсы. Из ее содержания следует, что коренным народам и народам, ведущим племенной образ жизни, должны быть предоставлены определенные территории, на которых находятся все виды природных ресурсов и иные объекты, составляющие окружающую среду. Кроме того, следует в соответствии с национальной правовой системой определить имущественные права на природные ресурсы.

Почему это является для нас насущным вопросом? Нам на каждом шагу твердят лес и водные ресурсы это федеральная собственность, и везде требуют всевозможные лицензии и разрешительные документы, устанавливают жесткие квоты, при этом совершенно не считаясь с традиционным укладом жизни малочисленных народов Севера, по сути своей несущих охранительные функции для страны, и ставших в буквальном смысле слова заложниками федерального центра.

В VI раздел должны быть также включены вопросы соблюдения принципов социальной ответственности бизнеса, обеспечения участия крупных недропользователей в решении актуальных социальных, экономических и экологических проблем территорий освоения.

В последнее время многие компании идут на сокращение так называемых непрофильных активов, сворачивание социальных программ и проектов. И это не может не вызывать нашу общую тревогу.

Остро стоит вопрос обеспечения рабочими местами местного населения, когда крупные недропользователи основывают свою деятельность на вахтовом методе. Отмечу, что безработица мужчин в сельской местности доходит до 50 % трудоспособного населения.

Далее, профсоюзные организации ряда предприятий в результате структурных преобразований испытывают сложности при заключении коллективных договоров с руководством головных компаний, сохранении в них пунктов и разделов, касающихся обеспечения социально-трудовых прав работников, проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исключение соответствующего раздела из Генерального соглашения только усугубит ситуацию.

В этой связи, мы высказываем поддержку недавнего предложения главы Совета Федерации Валентины Матвиенко о переводе главных офисов крупных компаний, в первую очередь, компаний с госучастием, в регионы. Уверен, что поддержка данного предложения Президентом страны Владимиром Путиным станет новым этапом для развития российских регионов, и внесет соответствующие изменения в налоговое законодательство.

Отмечу, что государственная поддержка Российского Севера, в том числе и сохранение специального раздела в Генеральном трехстороннем соглашении на новый период, включена в качестве одного из главных постановочных вопросов от Якутского регионального оргкомитета на учредительном съезде Общероссийского народного фронта в июне текущего года.

Решение Исполкома Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) о необходимости сохранения VI раздела «Социально-экономические проблемы развития северных регионов» в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы была вчера поддержана членами Комиссии Генсовета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся Крайнего Севера. Я выражаю благодарность коллегам за эту понимание актуальности данной проблемы. Уверен, что наше справедливое требование будет поддержано и членами Генерального совета.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.