Доклад Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия)

Доклад Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Председателя Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России, доктора юридических наук, профессора
Александра Николаевича Ким-Кимэн
на научно-практической конференции  «25-летие  новой государственности Якутии в составе Российской Федерации: основные вехи и этапы развития, посвященном Дню Республики Саха (Якутия) на тему:
«25-летие новой государственности Якутии в составе обновленной Российской Федерации – путь к единству и прогрессу»
(Якутск, 25 сентября 2015 г.)
Уважаемые председатели парламентов
Республики Саха (Якутия) разных созывов!
Дорогие участники научно-практической конференции!
27 апреля 2013 года  Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов подписал Указ о подготовке к празднованию 100-летия образования Якутской АССР, а издание 7 апреля 2014 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Указ «О праздновании 100-летия образования Якутской АССР» является подтверждением значимости якутской государственности.
Наша научно-практическая конференция посвящена знаменательному событию – 25-летию новой государственности Якутии, начало которой, бесспорно, заложено принятием 27 сентября 1990 года легендарным Верховным советом XIIсозыва во главе с М.Е. Николаевым Декларации о государственном суверенитете Якутской – Саха ССР.
Рассматривая это событие через призму времени, необходимо отметить, что этапы развития государственности нашей республики неразрывно связаны с развитием Российского государства.
Главным историческим событием, де-юре учредившим образование Якутской Автономной Советской Социалистической Республики и впервые закрепившим факт признания государственности республики, стало принятие Декрета Президиума ВЦИК РСФСР от 27 апреля 1922 года. Именно молодая Советская Россия, благодаря усилиям инициаторов создания Якутской республики Максима Аммосова, Платона Ойунского, Степана Аржакова, Исидора Барахова и их соратников 27 апреля 1922 г. предоставила Якутии статус автономной республики в составе РСФСР, придав тем самым государственно-правовой статус нашей республике в составе России, что стало важнейшим фундаментом бурного роста нашего северного края и способствовало развитию экономики, культуры и социальной сферы Якутии.
Говоря о послевоенном периоде развития нашей республики в статусе автономии, мы должны признать и отметить, что произошел качественный скачок в социально-экономическом развитии, когда из отсталого аграрного северного края республика стала приобретать очертания промышленного, прежде всего, добывающего сырье для нашей страны. В этой связи необходимо вспомнить о Семене Захаровиче Борисове, который руководил республикой с 1951 по 1965 годы. По его инициативе и энергичным действиям были рассмотрены и решены положительно в высших органах власти вопросы освоения месторождений алмазов в Якутии. Он отдал много сил и знаний делу строительства г. Мирного, алмазоизвлекательных фабрик и карьеров, автодороги Ленск – Мирный, Вилюйской ГЭС. В период его работы началось развитие электроэнергетики, разведка и использование природного газа. В 1947 году была создана Якутская база Академии наук СССР, в 1956 году открыт Якутский госуниверситет, создан ряд научно-исследовательских институтов, расширилась подготовка кадров в центральных вузах.
Другим ярким руководителем республики был Гавриил Иосифович Чиряев – участник Великой Отечественной войны, который работал первым секретарем Якутского обкома КПСС с 1965-1982 годы. Под руководством Г.И. Чиряева осуществилась ускоренная крупномасштабная индустриализация экономики республики, он организовал работу по формированию Южно-Якутского, Западно-Якутского и Центрально-Якутского территориально-производственных комплексов. В сжатые сроки был построен современный интернациональный город Нерюнгри, введена в действие железнодорожная линия Тында—Беркакит—Угольная. В городе Мирном была сдана в эксплуатацию самая крупная обогатительная фабрика, возведены посёлки Айхал и Удачный. С пуском в эксплуатацию 1-й и 2-й очередей Вилюйской ГЭС была решена задача устойчивого энергоснабжения предприятий алмазодобывающей промышленности и группы вилюйских районов. Был проложен газопровод Таас —Тумус —Мастах и тем самым было осуществлено устойчивое обеспечение газом столицы республики —города Якутска и центральных районов, началась газификация сельской местности.
К тому времени Якутская АССР относилась к регионам Крайнего Севера, при этом малочисленность коренного населения обуславливала необходимость привлечения из других регионов страны значительных трудовых ресурсов для промышленного, строительного и транспортного освоения территории.
По территории Якутия занимала огромную площадь, равную 1/6 часть СССР. И земля эта была богата природными ресурсами, пушниной, лесом и прочими богатствами. Одним словом, сырьевые ресурсы республики были уникальны. В то же время, по всем показателям, касающимся существования человека, Якутия занимала одно из последних мест среди других регионов. Весь парадокс заключался в том, что, с одной стороны,  — богатейшая республика, а с другой стороны – убогость быта ее жителей. Республика необоснованно была поставлена в положение просителя для финансирования своего социально-экономического и культурного развития. Хотя, примерно 90 процентов промышленной продукции Якутии, производили в качестве сырья предприятия союзного и федерального подчинения, которые управлялись из центра и, практически, не участвовали в развитии территории, в решении ее социально-экономических проблем. Именно такое политическое и экономическое бесправие республики привело к отставанию национально-государственного развития.
В этой связи, необходимо особо отметить, что для государственно-правового развития нашей республики важнейшее значение имела Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая Первым съездом народных депутатов 12 июня 1990 г. под председательством Бориса Николаевича Ельцина. Следует отметить, что Декларация о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР явилась оригинальным документом, утверждающим государственный суверенитет субъекта — государства в составе Федерации, но смысл заключался в том, что он был разработан в основном в целях поддержки Декларации о государственном суверенитете России.
Проект Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР, разработанный большой группой юристов, ученых, практических работников, был предварительно обсужден в Верховном Совете ЯАССР, а затем 18 июля 1990 года был опубликован в республиканских газетах для всенародного обсуждения. И только после внимательного и всестороннего обсуждения, 27 сентября 1990 года, IIсессия Верховного Совета Якутской-Саха ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете 139 голосами народных депутатов против 10. Она являлась документом, в котором отражались интеллектуальный ум, светлая мечта, порыв души многонационального народа республики. Все это стало возможным благодаря происходящим в нашей стране процессам демократизации и обновления всех сфер жизни, а также воле руководства республики во главе с Михаилом Ефимовичем Николаевым.
Отныне Якутская – Саха ССР была провозглашена суверенным социалистическим государством в составе обновленной Российской Федерации. Об этом однозначно высказался в то время Председатель Верховного Совета Якутии Михаил Николаев в своем интервью корреспонденту «Российской газеты»:
«В этой сложнейший период жизни Российского государства Якутия со всей своей ответственностью заявляет, что Россия должна быть сохранена, как единое и неделимое федеративное государство. Реализация принципов государственного суверенитета Российской Федерации, сохранение и упрочение республик, как субъектов добровольного объединения в Федерацию являются, на наш взгляд, основой безопасности РСФСР. Необходимо скорейшее заключение Федеративного договора. Ясна наша позиция и в том, что Якутская – Саха ССР является неотъемлемой частью обновленной Федерации. Четвертый век мы с Россией. Мы и сегодня верны выбору предков. В дни радостей и тягот русские, якуты, малочисленные народы Севера всегда были вместе».
Таким образом, размышляя о путях становления и укрепления государственности Якутии, руководство нашей республики, прежде всего, исходило из той истины, что Республика Саха (Якутия) исторически является составной частью России.
Государственность в Якутии появилась благодаря общей судьбе с Россией и неразрывно связана с ее историей. В переходный период для нашей республики наиболее приемлемой формой была избрана идея реального федерализма. И эта идея была реализована 31 марта 1992 года в результате заключенного Федеративного договора, который предотвратилдезинтегрирующие процессы в нашей стране и носил учредительный характер в формировании обновленной Российской Федерации. Вместе с Федеративным договором, в тот же день было подписано Соглашение о взаимоотношениях между Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам. В истории Якутии не было события, которое по своему значению для ее судьбы равнялось бы подписанию данного Соглашения, по нему республика получила реальные права и финансовые возможности для самостоятельного решения крупных вопросов своей жизни и, одновременно, взяла на себя огромную ответственность за результаты дальнейшего развития.
Также в ноябре 1992 года в г. Москве было подписано Соглашение о взаимоотношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) по разграничению собственности, находящейся на территории республики. Таким образом, впервые экономическая самостоятельность республики была закреплена юридически.
Отныне экономическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) осуществлялось на основе принципов, обеспечивающих их равноправное сотрудничество и движение к рыночной экономике.
Событием исключительной важности в установлении государственности республики является принятие 4 апреля 1992 года Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), которая основывалась на Декларации и Федеративном договоре от 31 марта 1992 года.
Благодаря Декларации, следуя духу и букве Основного закона Республики Саха (Якутия), сегодня мы являемся свидетелями наличия трумвирата власти в лице Главы, Парламента и Конституционного суда Республики Саха (Якутия). На данном этапе мы можем констатировать достаточно стабильное и успешное функционирование властных структур.
Среди общих принципов взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти регионов можно выделить принцип приоритета прав граждан и социально-экономического благополучия региона. Названный принцип вытекает из статьи 2 Конституции РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью. Согласно Основному закону страны признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. В основе представительских функций региональных органов государственной власти лежит конституционный принцип народовластия (статья 3 Конституции России). Как известно, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Представительная демократия является одной из двух форм народовластия. Органы государственной власти субъектов Федерации, как и федеральные органы, действуют по поручению народа и представляют его интересы.
Действующая Конституция Республики Саха (Якутия) представляет собой закон прямого действия, он отражает расстановку политических и общественных сил  в обществе, следовательно, с одной стороны, он должен планомерно развиваться с развитием  общественных отношений, с другой стороны, он должен выполнять функцию сохранения внутренней гармонии развития общества. Все мы знаем, насколько динамично развивается федеральное законодательство, что порой законодатели субъектов Российской Федерации не поспевают за его темпами. За последние годы в  Конституцию республики были внесены различные изменения и дополнения. Безусловно, эти шаги были объективно продиктованы сохранением и развитием единого правового пространства в Российской Федерации.
Говоря о Конституции республики, необходимо отметить, что сегодня мы должны констатировать, что некоторые конструкции системы сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями государственной власти Республики Саха (Якутия), заложенные в Конституции республики, стали входить во внутренние противоречия. Например, в ранее действовавшее редакции Конституции республики, Правительство республики слагало свои полномочия на первом заседании вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн), то после принятия новой редакции Конституции республики от 23 апреля 2002 года Правительство стало слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом, а затем Главой республики. Однако в связи с изменением  данной конструкции не были в достаточной степени конкретизированы конструкции в отношении членов Правительства. Таким образом, техническая корректировка норм Конституции, обусловленная изменениями федерального законодательства, привела к последующим неопределенностям, что явилось поводом обращения в Конституционный суд республики народного депутата Виктора Федорова по делу о толковании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), по которому Конституционный суд республики 30 июня 2015 года вынес Постановление №3-П, где выразил свои правовые позиции, а именно, что «Положение пункта 13 во взаимосвязи с положением пункта 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) означает, что решение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), в условиях конституционного разделения государственной власти в Республике Саха (Якутия) на законодательную, исполнительную и судебную, не является конституционно-правовым основанием отставки указанных должностных лиц, поскольку данное положение не устанавливает общую подотчетность исполнительной власти по всем вопросам ее компетенции власти законодательной, с правом последней принимать решения, непосредственно влекущие персональную ответственность должностных лиц исполнительной власти».
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым предложить рассмотреть вопрос совершенствования баланса между законодательной и исполнительной ветвям государственной властям всесторонне и комплексно.
Декларация и принятая вслед за ней Конституция республики позволили представителям республики в лице Афанасия Петровича Илларионова, Михаила Михайловича Федорова, Василия Васильевича Кириллина принять деятельное участие при разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, под руководством ответственного секретаря Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР, руководителя рабочей группы Конституционной комиссии Олега Германовича Румянцева.
Принятие 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации определило, что нынешняя Российская Федерация – это федеративное государство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов и органами местного самоуправления.
Преобразование российской государственности, реализация конституционных основ федерализма предполагает двуединый процесс: с одной стороны, сохранение единства и территориальной целостности российского государства, обеспечение интересов федерации в целом, а с другой – децентрализация власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, повышение степени ответственности перед населением. Это обуславливает выравнивание реальных прав субъектов Российской Федерации, осуществление мер экономического и правового характера, обеспечивающих сочетание федеральной поддержки тех или иных субъектов со стимулированием их экономической самостоятельности и активности.
Субъекты Российской Федерации вправе надеяться, что законодательство Российской Федерации будет развиваться с учетом взаимных интересов, принимая во внимание, что реальный федерализм представляет собой дорогу с двухсторонним движением. Считаю, что сегодня справедливо следовать тезису об едином конституционном пространстве в Российской Федерации, так как, во-первых, Конституция России имеет прямое действие, во-вторых, как мы все знаем, внутри федерального законодательства наличествует целый пласт коллизий и порой некоторые законы искажают конституционные принципы и гарантии федерализма, заложенные в Конституции Российской Федерации. Примером могут служить Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые, исходя из концепции и своего названия, должны регулировать «общие принципы организации», а на деле содержат в большинстве своём императивные предписания, которые в конечном итоге не учитывают особенности субъектов Российской Федерации.
В настоящее время наша республика делает многое для социально-экономического развития страны,  но сможет сделать еще больше, в том числе в части социальной защищенности граждан. Поэтому, считаю необходимым выразить мнение, что в современных реалиях российский федерализм в достаточной степени должен развиваться по пути предоставления больших финансовых инструментов и возможностей для субъектов Российской Федерации, жизненно необходима качественная модернизация основ российского бюджетного федерализма и налоговой политики, в том числе, учитывая смелые и ответственные планы и задачи, которые ставит Президент Российской Федерации В.В. Путин по развитию Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики.
* * *
Уважаемые участники конференции!
По прошествии 25 лет, мы можем с уверенностью отметить, что сегодня наша республика символизирует достижения нашего многонационального народа и воплощает в себе образ республики, как одного из развитых и благополучных субъектов Российской Федерации, поступательно идущего по пути достижения новых высот и результатов. В нем проявляется уважение к духовному наследию и традициям наших предков, любовь к своей республике, заботе об ее населении.
Жителей многонациональной республики на протяжении всей многовековой истории объединяли совместный труд и общие условия жизни в суровых климатических условиях.
Несмотря на непростые экономические события, протекавшие в эти годы, социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) можно с уверенностью считать положительными. Рост социально-экономического развития республики за время новой           государственности превысил среднероссийский уровень: по динамике темпов роста валового регионального продукта, промышленного производства, инвестициям в основной капитал, обороту розничной торговли, реальной заработной плате.
Республикой исполняются в полном объеме обязательства по реализации крупных инфраструктурных проектов, направленных на улучшение качества жизни и социальное обеспечение наших граждан. Важнейшим событием для республики в свое время стало создание акционерной компании «Алмазы России-Саха (Алроса)», когда республика и улусы (районы) алмазной провинции получили право принимать непосредственное участие в управлении компанией, пополнять свои бюджеты и повышать тем самым благосостояние граждан. Сегодня Республика Саха (Якутия) активно участвует в решении стратегической задачи превращения Российской Федерации в мировую энергетическую державу. В этой связи, еще большие перспективы для развития республики открылись в результате подписания «контракта века» на поставку в Китайскую Народную Республику природного газа черезмагистральный газопровод «Сила Сибири».
В этой связи, мы должны отметить смелые решения и верные шаги развития республики, которые были проделаны нашими лидерами  — президентами республики в разные годы: Михаилом Ефимовичем Николаевым, Вячеславом Анатольевичем Штыровым, Егором Афанасьевичем Борисовым; а также справедливо отметить руководителей Правительства республики в разные годы – Юрия Васильевича Кайдышева, Валентина Петровича Федорова, Василия Михайловича Власова, Семена Николаевича Назарова, Галину Иннокентьевну Данчикову и их команды.
Важнейшее значение в становлении и развитии новой государственности республики имеет развитие законодательства. В этой связи необходимо отметить важнейшую роль и значение деятельности Верховного Совета республики XIIсозыва, а в последующем Государственного Собрания (Ил Тумэн), всего депутатского корпуса и в том числе Председателей Парламента:
Климента Егоровича Иванова, в определенный период возглавлявшего Верховный Совет XIIсозыва; Егора Михайловича Ларионова и Афанасия Петровича Илларионова, которые возглавляли Палату Республики и Палату Представителей республиканского парламента Iсозыва; Василия Васильевича Филиппова и Николая Ивановича Соломова, которые возглавляли Палату Республики и Палату Представителей во IIсозыве; Ньургуна Семеновича Тимофеева, который руководил парламентом IIIсозыва, Виталия Николаевича Басыгысова, который возглавлял парламент IVсозыва и Александра Николаевича Жиркова, возглавляющего нынешний состав Государственного Собрания (Ил Тумэн) Vсозыва.
За этот период деятельности якутские парламентарии провели плодотворную работу по формированию законодательной базы Республики Саха (Якутия), установили тесные межпарламентские связи с Федеральным Собранием Российской Федерации и законодательными органами субъектов федерации, вели планомерную работу по отстаиванию социально-экономических интересов республики и ее населения.
Необходимо отметить, что весь период нового развития якутского парламентаризма связан с работой в условиях демократических преобразований в государственном устройстве Российской Федерации. В эти годы происходило переосмысление сущности российского федерализма, переход его на «демократические рельсы», где федеральный центр действенно ведет диалог и учитывает мнение регионов.
Тем не менее, мы должны констатировать, что за последнее десятилетие, парламент нашей республики стал меньше принимать базовых законодательных актов. Это связано с тем, что по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральным законодателем принимаются федеральные законы, которые не дают возможность в достаточной степени заниматься базовым законотворчеством, сводя, работу региональных парламентов к корректировке уже имеющихся законов, если к этому приложить очень малый процент принятия федеральным законодателем законопроектов, разработанных региональными парламентами, то мы можем прийти к выводу о наличии системной проблемы в развитии современного российского федерализма, который, как мы считаем, должен в достаточной мере учитывать мнения субъектов Российской Федерации.
Говоря об органах государственной власти республики, мы должны отметить, что важную роль в развитии новой государственности Республики Саха (Якутия) сыграл Конституционный суд Республики Саха (Якутия) во главе с его первым Председателем Дмитрием Мироновым, выработавший большой пласт интеллектуального и правового наследия, который сегодня продолжает пополняться новыми решениями нынешним составом Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Необходимо отметить, что идея специального судебного органа конституционного контроля была также заложена в Декларации о государственном суверенитете 27 сентября 1990 года.

Пользуясь случаем, поздравляю уважаемых участников конференции с наступающим знаменательным событием – 25 – летием новой государственности Якутии в составе обновленной Российской Федерации!

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.