Конституционный суд Якутии принял участие в научно-практической конференции

21 декабря 2018 года в зале заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) состоялось пленарное заседание научно-практической конференции на тему: «25 лет Конституции Российской Федерации: актуальные вопросы конституционного развития России».

В состав президиума вошли Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), д.ю.н., профессор Петр Гоголев, Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), д.ю.н., профессор Александр Ким-Кимэн, Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева и Руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Главы Республики Саха (Якутия) Ольга Романова.

Были зачитаны приветственные адреса Президента России Владимира Путина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Вячеслава Володина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Зорькина и Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева.


Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук Петр Гоголев выступил с докладом на тему: «Реализация конституционных принципов в современной правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия)».

Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук Александр Ким-Кимэн выступил с докладом: «Конституция Российской Федерации как правовая основа генезиса и фактор процесса конституционного развития системы региональных органов государственной власти на примере Республики Саха (Якутия)». “В связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, установление и реализация новых форм государственно-правовых взаимосвязей между Российской Федерацией и ее субъектами, предусмотренных конституционными принципами российского федерализма, их нормативное закрепление, предоставили субъектам Российской Федерации фактическую самостоятельность в решении региональных вопросов государственного значения и повлекли за собой необходимость соответствующей конституционно-правовой формализации их государственной власти. В результате предусмотренного Конституцией Российской Федерации распределения законотворческих полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти субъекты Российской Федерации получили полномочия самостоятельно, с учетом федеральных законоположений, урегулировать вопросы организации и деятельности своих органов государственной власти, в том числе судебного конституционного контроля, в качестве элемента государственно-правового механизма обеспечения реализации основных законов субъектов Российской Федерации.”, – отметил Александр Ким-Кимэн.

Народный депутат Верховного Совета СССР, Председатель Верховного Совета Якутской-Саха ССР XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, II, III созывов, Почетный гражданин Якутии Климент Иванов в своем выступлении рассказал о вкладе депутатов Верховного Совета Якутской-Саха ССР XII созыва в подготовке и обсуждении проектов Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

По его словам, федеративный договор относится к актам конституционного значения начала 90-х годов. Его идея родилась в условиях обострения межнациональных отношений в стране и «соперничества» с будущим, так и не появившимся на свет Союзным договором как предполагаемым инструментом сохранения и обновления «большой федерации» – СССР, и на фоне благих надежд на создание реальной Российской Федерации.

Идея федеративного договора была запущена в политический обиход первым Съездом народных депутатов РСФСР. В майских выступлениях в 1990 г. Бориса Ельцина в качестве одной из тринадцати политических основ новой российской Конституции был обозначен Федеративный договор, регулирующий отношения между субъектами федерации и гарантирующий «суверенитет, экономическую самостоятельность автономий, их культурную и национальную самобытность, право на справедливое и равноправное представительство во всех органах федерации». При изложении экономических основ будущей Конституции Борис Ельцин заметил, что «субъектами федерации могут быть не только национально-автономные, но и территориально-экономические образования». В это время высказывались и мысли о том, чтобы «в последующем, уже в новой Конституции РСФСР правильно было бы составной частью иметь и Федеративный договор Российской Федерации с автономными республиками, автономными областями». Такого мнения тогда придерживались депутаты почти всего политического строя.

Подчеркивалось, что подготовка Федеративного договора и Конституции – тесно взаимосвязанный процесс, и хронологически Договор должен предшествовать Основному Закону. И это бы соответствовало логике социально-политического развития страны, где проблемы экономические неразрывно связаны с национально-государственными.

Он добавил, что среди «замечаний и предложений субъектов РСФСР, поступивших на проект Федеративного договора по состоянию на 11.06.1991 после заседания Совета Федерации 20 марта 1991 г.», было от Якутской-Саха ССР и такое: «Изложить ст. 1 в следующей редакции: «Предметом заключаемого Федеративного договора считать добровольное объединение в Российской Федерации суверенных и автономных республик и разграничение компетенции между федеральными органами власти и субъектами Российской Федерации».

В своем выступлении Климент Егорович вспоминал весь процесс разработки и принятии Конституции России и республики. Называл имена руководства Верховного Совета РСФСР, первого президента Якутии Михаила Николаева.


Первый Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный гражданин Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук Дмитрий Миронов выступил на тему: «Преобразование как способ обеспечения развития Конституции Российской Федерации»». Председатель Палаты Республики Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) I созыва, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 1996 по 2001 годы, народный депутат Верховного Совета Якутской-Саха ССР XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, II созывов Егор Ларионов ознакомил с работой в рабочей группе по разработке Конституции Российской Федерации.

В своих выступлениях политические деятели подчеркивали исторический вклад первого президента республики Михаила Николаева в определение политического статуса республики в составе постсоветского государства, консолидацию многонационального народа республики и реализацию дальновидной сбалансированной политики по сохранению стабильности в регионе и его развитие, а также важную роль председателя Верховного Совета ЯАССР Климента Иванова в разработке и принятии Конституции республики, признанной одной из лучших в России, обменялись различными мнениями о значимости принятия Основного республиканского закона в развитии государственности, влияния на жизнь населения и социально-экономическое развитие республики.

Было отмечено, что под председательством Михаила Николаева при скромных условиях того времени, имея в наличии только 7,5 штатных единиц, была создана поистине республиканского масштаба команда, включавшая сотни добровольцев по разработке Конституции России и республики. В то время жизнь кипела: одна система уходила, другая, никому не понятная, только приходила. Тогда решались три единые задачи: во-первых, повысить политический статус республики; во-вторых, определиться с собственностью республики; в-третьих, исходя из вышеназванных задач, решать вопрос повышения благосостояния народа. Были огромное желание и энтузиазм людей, благодаря которому был разработан проект Конституции РСФСР, внесенный в Верховный Совет РСФСР.

О достоинстве и незыблемости Конституции Российской Федерации говорил депутат Государственной Думы ФС РФ I созыва, народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) II, IV, V созывов, доктор педагогических наук Егор Жирков. О конституционных гарантиях в сфере образования выступил министр образования и науки республики, кандидат физико-математических наук, доцент Владимир Егоров. Заведующая кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, кандидат юридических наук Альбина Степанова рассказала о значении и роли Конституции Российской Федерации как основного закона демократического государства.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству, кандидат политических наук Алексей Еремеев выступил на тему: «Роль Республики Саха (Якутия) в принятии Конституции Российской Федерации». Он говорил об истории Конституции Российской Федерации и перспективах конституционного строительства. Отдельно остановился на проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации.


В ходе работы пленарного заседания заслушаны выступления представителей пяти секций: заведующего кафедрой «Гражданское право и процесс» юридического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова, кандидата юридических наук Рума Ушницкого, директора Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидата экономических наук Анны Набережной, старшего научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, доктора исторических наук Сарданы Бояковой, кандидата политических наук, старшего научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН Елены Маклашовой и Заместителя Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия), кандидата юридических наук Юрия Бацева.

Было отмечено, что в течение двух дней были заслушаны около 130 докладов. В результате состоявшихся дискуссий на секционных заседаниях и выступлений были сформулированы рекомендации.

Участники научно-практической конференции отметили, что развитие российской государственности в конце прошлого столетия в соответствии с общемировыми цивилизованными прогрессивными тенденциями по вектору учреждения и укрепления институтов свободного гражданского общества, рыночной экономики, правового демократического государства, явилось причиной принятия российским многонациональным народом в 1999 году действующей Конституции России.

Уникальность Основного закона страны как политико-правового учредительного акта состоит в том, что впервые за всю историю российской государственности центральное место в правовом укладе России отводится человеку, его правам и свободам в качестве высшей ценности. За 25 лет реализации Конституция Российской Федерации стала основной базовой ценностью жизни россиян, определяющей гуманитарно-правовую стратегию развития страны, прочной и надежной опорой политического и экономического развития России, основой укрепления Федерации и российской нации.

Двадцатипятилетний период действия Конституции Российской Федерации, который вобрал в себя опыт не только практической апробации закрепленных в ней государственно-правовых институтов, но и корректировки отдельных ее положений, предоставляет обоснованную возможность резюмировать вывод о том, что утверждаемые ее гуманистические ценности, согласующиеся с общепринятыми демократическими стандартами, правовой характер российской государственности, проявили свою социально-политическую состоятельность и жизнеспособность, обеспечили формирование принципиально нового уклада жизни общества, прогресс и стабильное его развитие, особенно с учетом того, в какой сложной переломной политической ситуации проходило ее принятие.

За 25 лет действия Конституции в Республике Саха (Якутия) организационно сформировалась юридическая наука как отдельное самостоятельное направление республиканской науки.

Дальний Восток России, Арктические регионы России, к которым относится Республика Саха (Якутия), стали уникальными площадками для апробации инновационных методов и способов поступательно экономического развития, освоения новых территорий, формирования особых отношений хозяйствования и природопользования с учётом необходимости сохранения и развития коренных малочисленных народов, что вызывает необходимость активизации юридических исследований тенденций формирования и развития законодательства и правоприменительной практики.

Становление законодательной базы в Российской Федерации, касающейся прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отличается поступательным развитием. Необходимое и ответственное отношение к защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока проявляют регионы Российской Федерации, и особая заслуга в этом процессе принадлежит Республике Саха (Якутия). В тоже время участники отметили, что законотворчество отличается противоречивостью. В частности, изменения федерального законодательства вносят существенные коррективы в обеспечение социальных гарантий коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, актуальными остаются вопросы традиционного природопользования, занятости, этнической принадлежности.

Конституция Российской Федерации сыграла ключевую роль в упрочении суверенитета государства и легитимности власти, становлении гражданских институтов, утвердила приоритет прав и свобод человека, придала качественно новый статус субъектам Российской Федерации. Народы нашей многонациональной Родины получили широкие возможности для сохранения духовных и культурных ценностей.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Гоголев принял активное участие в обсуждении и принятии за основу проекта рекомендаций научно-практического конференции, а также совместно с участниками мероприятия подвел итоги работы конференции. От имени всех участников спикер Ил Тумэна поблагодарил в лице Антонины Григорьевой за высокий уровень организации научно-практической конференции.

Секретариат Конституционного суда

Республики Саха (Якутия),

с использованием материалов

пресс-службы «Ил Тумэн»

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.